- Облачение
- священнические, монашеские и архиерейские одежды. По назначению его принято делить на три вида: богослужебное облачение, внеслужебное облачение и облачение монашеское.1. Облачение духовенства, используемое вне церковных служб. К этому виду относят предметы одежды, позволяющие отличить духовное лицо от мирян. Вне церкви дьякону и священнику положено носить рясу и подрясник. При этом священника от дьякона можно отличить по наличию у первого наперсного креста. Архиерей вне службы носит рясу, подрясник, клобук, мантию, наперсный крест и панагию.2. Богослужебные облачения имеют более серьезные отличия, чем одежда, носимая священнослужителями вне церковных служб. Некоторые одежды, надеваемые клириками во время богослужений, являются символами Божьей благодати, не имея их, священнослужитель не имеет права совершать богослужение. Например, чтец во время службы по благословению священника надевает стихарь, дьякон – подрясник, стихарь, поручи и орарь, а священник – подрясник (или подризник), рясу, епитрахиль, поручи, фелонь, наперсный крест и пояс. Архиерей во время церковной службы надевает подрясник (или подризник), рясу, пояс, епитрахиль, саккос (или фелонь), палицу, панагию, крест, омофор и митру. Отдельные богослужения – такие, как, например, панихида или крещение, – архиерей или священник имеют право совершать без саккоса или фелони. Кроме того, во время службы священник надевает предметы одежды, которые были даны ему в качестве награды: набедренник, камилавку, богато украшенный наперсный крест, митру, палицу и пр. Помимо этого, на разных службах цвет одеяний клириков меняется в зависимости от уставных указаний.3. Облачение монахов является символическим отображением качеств, которыми должен обладать каждый инок. Исключением являются одежды рясофорного монаха, так как подготовительная степень монашества не предполагает подобного осмысления собственной жизни. Они мало отличаются от облачения дьякона: ему положено носить рясу и камилавку. Облачение монаха малой схимы – это параман, хитон, мантия, ряса и клобук, а схимонаха (монаха великой схимы) – ряса, аналав, хитон, куколь и мантия.
Православная энциклопедия . 2010.